Двор, в котором мы живем
Придомовая территория - сейчас один из самых важных пунктов при принятии решения о покупке жилья, ведь двор - это первое, что мы видим, выходя на улицу. Грамотно спроектированное пространство - это безопасность, функциональность, досуг и эстетика. Для детей - это возможность развиваться и познавать мир, для взрослых - отдыхать и "перезаряжать батарейки", для подростков - это возможность становиться частью сообщества с одинаковыми интересами (спорт, игра и т. д.). Другими словами, внутренний двор - потенциально очень сильная коммуникационная площадка, поэтому от того, как он устроен и мотивирует ли он людей выходить из квартиры, зависит очень многое.
Пространственная эстетика
Российские девелоперы своими дворами сейчас очень гордятся, и не зря. Как говорит вице-президент по розничным продажам Группы ПСН Екатерина Тейн, придомовая территория может быть одним из продающих моментов, особенно если она уже реализована, потому что эмоциональная и эстетическая составляющие играют значительную роль при принятии решения. Ценность двора подчеркивают архитекторы. "Двор - это то, что ты видишь из окна, это место, где играют твои дети. Важно, чтобы двор радовал и давал возможность отдохнуть, погулять с детьми, поиграть, позаниматься спортом и даже поработать. Поэтому он должен быть позитивным, визуально комфортным (поэтому яркость должна быть все-таки умеренной, скорее он должен освежать и нести позитивную эмоцию).
Двор должен быть уникальным, поэтому мы в наши проекты всегда внедряем оригинальные, авторские малые архитектурные формы и навигацию, которые не только создают настроение для жителей, но и служат отличным фоном для селфи", - описывает идеальный двор глава архитектурного бюро ARCHKON Илья Мейтыс. Но все же главная задача красивого двора до того, как жители будут там проводить время, - стать конкурентным преимуществом при продаже квартир или апартаментов.
В этом нет ничего предосудительного - мы покупаем обувь, одежду, машины, также ориентируясь на цвет и "блестящие ручечки", а не только глядя на цену и функциональность. Жилье не исключение. "Сегодня продать просто качественную бетонную коробку крайне сложно, поэтому работа с дворовым пространством - прекрасная возможность для девелопера отстроиться от конкурентов и повысить ликвидность своего продукта, - рассказывает руководитель департамента продаж компании "Донстрой" Анна Коробкова. - Двор может сыграть решающую роль при приобретении высокобюджетной недвижимости, поскольку там эмоциональный взгляд на покупку квартиры нередко становится сильнее рационального".
В качестве примера эксперт приводит дом класса de luxe "ЖИЗНЬ на Плющихе", где масштаб двора, площадью более 9 тыс. м², позволил застройщику "разгуляться" и предусмотреть богатый набор самых разных досуговых зон. "Сердцем" двора стал танцующий пешеходный фонтан диаметром 8 м. Недалеко от него расположена зеленая зона отдыха "патио" с перголами и навесами в стиле эко-дизайна, удобными скамейками и подвесными качелями-коконами. Рядом с фитнес-клубом, который занимает одну из секций дома, устроена спортивная площадка площадью около 200 м² с уличным комплексом Punto fit, оснащенным всем необходимым для полноценной тренировки на свежем воздухе. Ключевой акцент в благоустройстве двора сделан на ландшафтном дизайне: общая площадь озеленения превысила 2200 м².
Дворы не для всех
"Современные покупатели стали гораздо требовательнее к благоустройству и инфраструктуре придомовой территории приобретаемого жилья. Однако требования довольно сильно различаются в зависимости от сегмента. Обустройство двора должно соответствовать уровню объекта", - делится мнением управляющий партнер компании "S.A. Ricci жилая недвижимость" Сергей Егоров. Благоустроенная территория, по мнению эксперта, несмотря на дополнительные затраты, становится сильным конкурентным преимуществом жилого комплекса. В зависимости от класса проекта и потребностей аудитории варианты оформления придомовой территории могут быть различны. "Если это комфорт+ или бизнес, то чаще всего это семейный покупатель, и наличие красивого, уютного и безопасного внутреннего двора без машин, где есть детские площадки, зоны отдыха и много зелени, может склонить чашу весов в пользу покупки. Для элитных проектов и проектов бизнес-класса применяется индивидуальный подход, - уточняет эксперт. - Но в любом случае, благоустроенный, красивый, функциональный двор стимулирует покупку и влияет на скорость принятия решения о приобретении жилья".
"Будущие жители обращают большое внимание на приватность двора, дизайн и качество материалов исполнения мест для спорта, игр и отдыха, наличие развивающих площадок для детей разных возрастов. Важно также озеленение - ландшафтный дизайн добавляет проекту баллов при сравнении с конкурентами", - говорит директор департамента управления проектами компании Glorax Development Андрей Лопатин. И приводит пример из своей практики: "В ЖК "Английская миля", расположенном на Петергофском шоссе в Санкт-Петербурге, по словам многих наших покупателей, благоустройство стало решающим фактором в пользу выбора дома из нескольких предложений в этой локации. Здесь Glorax Development реализовала закрытые дворы в английском стиле с ухоженными газонами, невысокими чугунными фонарями, уличными часами, креативными детскими площадками, спортивными зонами, скамьями для отдыха. Пространство доступно только для жителей дома, а принцип безопасности двора является одним из определяющих, особенно для семей с детьми".
Закрытый двор будет и в московском ЖК премиум-класса "Прайм Парк" на Ленинградском проспекте. По словам управляющего директора компании Optima Development Булата Шакирова, 3 га частного парка на закрытой внутренней территории - весомый аргумент в пользу покупки. "Все покупатели единодушны в том, что наличие большой зеленой территории - это прекрасно, - отмечает Булат Шакиров. - Важность остальных составляющих определяется образом жизни, наличием в семье детей, совместным проживанием со старшим поколением, - рассказывает он. - Родители маленьких детей, как правило, интересуются в первую очередь, есть ли во дворе детские площадки и безопасно ли передвижение ребенка по территории (двор без машин). Людям старшего возраста интересно, есть ли площадки для отдыха и общения, прогулочные дорожки.
Социально активные молодые люди в первую очередь интересуются инфраструктурой (кафе, рестораны, места, где можно провести время с друзьями). Покупателям спортивного склада важно, есть ли в парке беговые и велодорожки. Интересно, что практически никто не задает вопросы о дизайне - наличие фонтанов, сухих фонтанов, арт-объектов, клумб и цветников в гораздо меньшей степени волнует будущих жильцов, но всегда становится дополнительным приятным бонусом. То же касается полного wi-fi покрытия территории и наличия во дворе портов для подзарядки гаджетов - мало кто спрашивает о них специально, но каждый покупатель отмечает это как огромный плюс, когда узнает о том, что это предусмотрено".
Место найдется каждому
Большие зеленые придомовые территории важны не только в центре и не только в высоком сегменте.
Примером может служить ЖК "Румянцево-Парк" от компании Lexion Development, который строится в Новой Москве. Здесь предусмотрено довольно интересное и концептуально грамотное решение. "Это "двор без машин", территория комплекса огорожена и находится под круглосуточным видеонаблюдением службы охраны. Во дворах предусмотрен интересный ландшафтный дизайн, качественные и экологичные детские площадки от немецкого производителя компании Richter. Игровое оборудование рассчитано на абсолютно разный возраст детей - от малышей до подростков, поэтому ни одному ребенку не будет скучно. На территории комплекса запроектирован стадион, спортивные площадки современной системы Workout, места под барбекю, велодорожки, а также собственный ландшафтный парк более 2 га, в котором есть все необходимое для активного и спокойного времяпровождения", - рассказывает директор по маркетингу и продажам компании Lexion Development Алексей Лухтан.
По словам девелопера, для покупателя важно, чтобы члены его семьи вне зависимости от возраста были в безопасности у себя дома и во дворе, чтобы можно было найти себе занятие по душе в рамках ЖК, а также чтобы на территории было красиво, чисто и комфортно. Поэтому наличие во дворе функциональной и облагороженной территории с применением элементов ландшафтного дизайна, с различными активными и пассивными зонами для времяпровождения будет неоспоримым плюсом при выборе покупателя.
В свою очередь, генеральный директор международного ландшафтного бюро Gillespies в России Маргарита Серова рекомендует для начала вообще определиться с понятием "дизайнерский двор". "С моей точки зрения, это не визуально броское, "яркое" пространство, но комфортное и удобное для жителей, а значит, профессионально спроектированное и продуманное "изнутри", - считает она. - При этом "дизайнерский двор" - это не обязательно двор, выполненный из самых дорогих материалов, это могут быть и вполне экономичные природные материалы. Главное, что в нем должно быть место для самых разных групп жителей - детей, подростков, взрослых и пожилых людей, маломобильных групп населения и людей с особенностями развития. Такое пространство - комфортное, разнообразное, многофункциональное и адаптивное к разным потребностям".
Двор двором, а цена важнее
И все же, как бы красиво все ни звучало, будем справедливы: покупка начинается с цены и места. "Элементы благоустройства дворов с течением времени могут изнашиваться, меняться, улучшаться, а новые инженерные сети, дороги, современные дома, виды из окон, качественная недвижимость с необычными форматами квартир будет радовать много поколений семей", - прагматично замечает директор департамента по маркетингу и продажам компании "Балтийская жемчужина" Ася Левнева. В "Балтийской жемчужине", продолжает эксперт, разнообразные детские, спортивные и игровые площадки для детей и площадки для отдыха взрослого населения во дворах без машин с элементами ландшафтного дизайна воспринимаются покупателями как обязательный элемент микрорайона повышенной комфортности и не являются основным критерием при выборе недвижимости. "Вопросы и пожелания к благоустройству дворов и придомовой территории у будущих жителей новостроек возникают уже на этапе сдачи жилых кварталов.
Результат сравнивается с рендерами, с другими кварталами такого же класса в микрорайоне - все дольщики рассчитывают на то, что их двор будет не хуже, а то и лучше, чем у других. Бывает, что еще до окончательного результата в социальных сетях разгораются настоящие баталии по поводу благоустройства не только участка, выделенного застройщику под строительство, но и окрестностей микрорайона, находящихся в ведении города. Но мы, как застройщик, понимаем, что придомовая территория, озеленение и детские городки - это те элементы квартала, которые постоянно развиваются. Деревья растут, детские и спортивные комплексы доукомплектовываются. Это уже вопрос грамотного управления имуществом многоквартирного дома и ответственностью жителей за свой двор", - говорит Ася Левнева.
Участие жителей в проектировании практикуют и в девелоперской группе "Сити-XX век". Как рассказывает директор по продукту девелоперской группы "Сити-XX век" Мария Могилевцева-Головина, благоустройство территории покупатели проектов компании обычно включают в значимые критерии выбора. Внимание к внутренней территории уделяется и на форумах, и в соцсетях. Так, например, в проектах "Серебрица" и "Дивное" именно будущие покупатели выбирали оптимальные варианты благоустройства территории, активно участвовали в выборе детских площадок и малых архитектурных форм. "Качественное благоустройство при прочих равных является серьезным конкурентным преимуществом, если речь идет о выборе одного из нескольких жилых комплексов с равнозначным местоположением, соотношением цена/качество жилья и набором объектов инфраструктуры", - говорит эксперт.
В ЖК "Триумф Парк" (Mirland Development Corporation) к мнению жителей тоже прислушиваются - помимо благоустроенного двора (ЖК строится в три очереди, и в каждой двор оборудован по-разному) жителям предлагается пространство для ландшафтного творчества. "К нам часто обращаются жители с просьбой согласовать им место во дворе для высадки полюбившихся им растений. Мы всегда идем навстречу таким просьбам и даже решили организовать специальное пространство, которое жильцы благоустроят по своему вкусу. По соседству с ним будет находиться "Детский огород", где малыши смогут сажать растения и ухаживать за ними", - рассказывает руководитель отдела маркетинга и продаж ЖК "Триумф Парк" Юлия Жалеева.
"Вряд ли уровень благоустройства двора - критерий, согласно которому покупатель принимает решение о сделке. Однако, к примеру, небезопасный двор действительно может стать причиной поиска другого проекта. Все дело - в высокой конкуренции, когда большая часть современных новостроек, к примеру, проектируется с дворами без машин. И если новый проект выходит без данной "опции", то, соответственно, выбор может быть сделан в пользу другого объекта", - добавляет генеральный директор компании "Ривер Парк" Лариса Швецова. Хороший двор - это еще одна характеристика качественного проекта, еще один "плюс" для жителей. Очень важный, хотя и не основной с точки зрения продаж. "При прочих равных, хороший двор может стать тем аргументом, который финально приведет к выбору в пользу именно этого проекта", - резюмирует Юлия Жалеева.
***
Мнение
"У подавляющего большинства жилых проектов в России есть подобие внутренних дворов, но, как правило, это небольшая территория с площадкой, ориентированной на детей дошкольного возраста, - рассказывает генеральный директор международного ландшафтного бюро Gillespies в России Маргарита Серова. - Про всех остальных резидентов при проектировании дворового пространства как будто бы забыли. Но сегодня тенденция меняется, в рамках одного двора появляются "родительские" пространства, расположенные в визуальной доступности от детских каруселей и горок, но в то же время автономных, где можно почитать книгу, поговорить по телефону или просто отдохнуть. Появляются зоны для пожилых людей, барбекюзоны, подростковые площадки для занятий активными видами спорта. Последние, как правило, выносятся за пределы внутренних дворов, чтобы не беспокоить громкими звуками жильцов дома.
В свою очередь, детские площадки все чаще реализуются в формате playability, когда инфраструктура не навязывает ребенку строго определенные виды досуга, а становится пространством для воображения. В концепции playability нет четкого сценария, именно поэтому ребенку интересно находиться в этом пространстве и с ним взаимодействовать. Примечательно, что такие пространства многофункциональны. И зимой дворовый фонтан превращается в каток, геопластика - в горку, с которой можно кататься на санках и т. д.
И безусловно, очень важно для любого двора грамотное распределение зеленых насаждений. Мы, например, всегда настаиваем на высокорослых и взрослых деревьях, которые придают любому двору завершенный вид, привносят эффект и ощущение настоящего парка сразу, а не через несколько лет, когда новые деревья вырастут. Деревья отлично затеняют двор и позволяют избежать летнего зноя. Другие неочевидные, но важные преимущества: деревья прекрасно поглощают шумы, улучшая акустику пространства, а также хорошо поглощают пыль от дорог, находящихся в непосредственной близости от ЖК".
Оригинал статьи: https://www.russianrealty.ru/analytic/articles/rr/782503/